РОДИТЕЛЯМ О
ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Проанализировав 600 дорожно-транспортных происшествий
в которых пострадали дети, установлено, что 80 % происшествий произошли в
радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны
были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов,
установки светофоров, заведомо опасные участки. И хотя в дошкольных учреждениях
педагоги проводят занятия с детьми по правилам дорожного движения, привлекая
сотрудников ГИБДД, на радио и телевидении выходят специальные тематические
передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки,
пропагандирующие правила дорожного движения, однако ситуация к лучшему не
изменяется. Более того, из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и
получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома.
Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей,
прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой
метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не может
осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая
может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны
приятные впечатления. Ничто так не влечёт малыша, как автомобиль будь то
игрушечный или настоящий. Ребёнка можно научить выполнять все требования безопасности,
не прибегая к запугиванию. Ребёнку необходимо внушить, что проезжая часть
предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Можно
научить детей ещё до того, как они пойдут в школу, умению ориентироваться в
транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место,
где можно переходить проезжую часть, а перед пешеходным переходом быть
достаточно терпеливым и всегда оглядеться по сторонам, прежде чем сойти с
тротуара.
Терпение и
настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела.
Терпение и настойчивость - то, чего нам так не хватает в повседневной жизни.
Терпение и настойчивость, которыми нам необходимо запастись хотя бы ради
спасения жизни и здоровья собственных детей.
Скорость движения,
плотность транспортных потоков на дорогах нашей страны быстро возрастают и
будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения
становиться всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении
этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких
наших пешеходов - детей, которых уже сейчас, выходя на улицу подстерегают
серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно
большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной
дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к
этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное
отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим
себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями
на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени
управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние
до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные
возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась
способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся
дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед
остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают
вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять
здесь весёлую игру.
Избежать
этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения
ребёнка. Важно знать что могут сами дети:
НАЧИНАЯ с
3-4 лет
- ребёнок
может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё
представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.
НАЧИНАЯ с 6
лет
- ребёнок
всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит
примерно две трети того, что видят взрослые;
-
большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее:
велосипед
или спортивная машина;
- они ещё не
умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от
незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.
ЛИШЬ НАЧИНАЯ
с 7 лет
- дети могут
более уверенно отличить правую сторону дороги от левой. НАЧИНАЯ с 8 лет
- дети уже
могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;
- они уже
наполовину опытные пешеходы;
- они
развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся
объезжать препятствия, делать крутые повороты;
- они могут
определить, откуда доносится шум; - они учатся понимать связь между величиной
предмета, его удалённостью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется
тем больше, чем ближе он находится; - они могут отказываться от начатого
действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
- но они по прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
- Не
спешите, переходите проезжую часть дороги размеренным шагом.
- Выходя на
проезжую часть дороги, прекратите разговаривать
- ребёнок
должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не
переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
- Переходите
проезжую часть только в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный
переход", «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае
ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
-
Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на проезжей
части: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с
большой скоростью и т.д.
- Не
выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, -
это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
- Не
разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части.
- Объясняя
правила поведения на дороге, используйте терминологию из Правил дорожного
движения, чтобы у ребенка, к примеру, не было путаницы между понятиям дорога,
проезжая часть и улица. Это позволит сформировать у вашего ребенка уважение к
Правилам.
СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА НЕОБХОДИМО И В
АВТОМОБИЛЕ.
Здесь перед
вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий
ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в
качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие
правила:
·
Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом
автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически
выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.
· Как
водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не
будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на
них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка.
Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения,
спокойно признавайте и свои собственные ошибки.
· Во время
длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому
они будут стараться освободиться от ремней или измотают вам все нервы.
· Прибегайте
к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или
ходьба пешком.
- До 12 лет
сажайте детей только на задние кресла автомобиля. Используйте специальные
детские удерживающие средства – кресла или ремни. Если ваш ребенок достаточно
большой для детского кресла, подложите ребенку под попу подушку, но таким
образом, чтобы ребенок мог быть пристегнут обычным ремнем безопасности.
Помните, что ремень нужно фиксировать так, чтобы в момент столкновения ремень
безопасности не покалечил ребенка или не стал душить.
- Можно
помогать детям, читая им сказки, рассказывая истории, показывая картинки.
Однако будьте внимательны, многие материалы для детей содержат грубейшие
ошибки. Поэтому не забывайте предварительно просмотреть книжку сами, сверив ее
с Правилами.
Важно
сформировать в ребенке не просто привычку переходить проезжую часть в
положенном месте, а научить ребенка оценивать опасность, осознанно принимать
решения и внимательно и осторожно относиться к дорожной обстановке. Более
половины ДТП с пешеходами, связаны с «опасными привычками», к примеру: переход
проезжей части на зеленый сигнал светофора – загорелся зеленый, значит можно
переходить. Помните, что не все водители выполняют Правила, поэтому могут
проехать даже на красный сигнал светофора! Поэтому, ребенку важно понимать, что
прежде чем ступить на проезжую часть, нужно обязательно убедиться в отсутствии
опасности!
Родители,
помните, что именно ВЫ самый яркий пример для ваших детей!
Соблюдайте
Правила дорожного движения.