положение о порядке разработки и утверждения основной образовательной программы дошкольного образования

ПРИНЯТО:
На Педагогическом совете
Протокол № 1от «10» сентября 2015 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказ № 49-в от «10» сентября 2015 г
Заведующий ГБДОУ № 103
___________________ Я.Ю. Позднякова

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103
комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 103 комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Санкт – Петербург
2015

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (утверждено приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, Приказом Министерства образования и
науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным
программам дошкольного образования».
2. Настоящее положение устанавливает требования к структуре, содержанию и условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа)
в Образовательном учреждении.
3. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне
дошкольного образования и обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их
психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение
задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их
эмоционального благополучия);
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим
собой;
- формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных,
физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности,
формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и
организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования
образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом
образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным
особенностям детей;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья);
- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования;
- определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также
взаимодействия педагогических и общественных объединений.
2.Основные понятия и термины, используемые в настоящем Положении
Образовательное учреждение - образовательная организация, осуществляющая в качестве
основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам
дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Парциальная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в
одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных
практиках.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества
и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных
установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для

2

самоопределения и социализации воспитанника на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению
знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию
способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у
обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной
единой совокупностью требований.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных
требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и
направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация
(примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая
рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной
направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные
условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат
оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Основная образовательная программа - нормативный документ дошкольного образовательного
учреждения, разработанный с учетом примерной основной образовательной программы, который
регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности
дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного
образовательного стандарта.
Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица,
осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или
нахождением в образовательной организации.
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных
отношениях с дошкольным образовательным учреждением, и выполняет обязанности по
воспитанию, обучению воспитанников и (или) организации образовательной деятельности.
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и
инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры,
информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные
средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные
материальные объекты, необходимые для организации воспитательной и образовательной
деятельности.
Участники образовательных отношений - воспитанники, родители (законные представители)
воспитанников, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие
образовательную деятельность.
3. Статус и формат основной образовательной программы
Дошкольного образования
3.1. Основой для разработки Программы является федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, который является нормативным
правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
3.2. Программа является нормативным документом дошкольного образовательного учреждения,
разрабатываемым с учетом примерной основной образовательной программы, который
регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности

3

дошкольного образовательного учреждения по реализации соответствующего федерального
государственного образовательного стандарта.
3.3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается
на федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации на основе ФГОС и
публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки России.
3.4. Программа самостоятельно проектируется в дошкольном образовательном учреждении как
программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации
развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик
дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых
ориентиров
дошкольного
образования),
организационно-педагогические
условия
образовательного процесса.
3.5. Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников,
открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного
морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры,
изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
3.6. Содержательной основой Программы является ее направленность на создание
образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет
систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость
и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и
общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса,
включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию),
деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным
особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
3.7. Программа разрабатывается и утверждается Образовательным учреждением в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с
учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
3.8. Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в
Образовательном учреждении.
4. Структура и содержание Программы
4.1. Содержание Программы в обязательном порядке охватывает следующие образовательные
области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
4.2. Разработка Программы базируется на обязательном учете следующих аспектов социальной
ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
4.3. Структура Программы представлена обязательной частью и частью, формируемой
участниками образовательного процесса. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми с точки зрения реализации требований соответствующего ФГОС.
Обязательная часть Программы составляет не менее 60% от её общего объёма, а часть,
формируемая участниками образовательных отношений, - не более 40%.
4.4. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая
развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях,

4

указанных в п.4.1. настоящего Положения, и должна быть направлена на решение следующих
задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и
большой родине;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту,
социуме, природе);
– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на
основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое
плохо»;
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы.
4.5. Решение задач развития воспитанников в пяти образовательных областях, указанных в п.4.1.
настоящего положения, должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах
деятельности:
- двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также
при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
- игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);
- коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками,
устной речью как основным средством общения);
- познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними);
- восприятия художественной литературы и фольклора;
- элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
- конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей,
бумаги, природного материала и т.д.);
- изобразительной (рисования, лепки, аппликации);
- музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных
инструментах).
4.6. Содержание образовательной работы в рамках реализации обязательной части Программы
должно обеспечивать развитие у воспитанников первичных представлений:
– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах
окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);
– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.);
– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур
стран и народов мира.
4.7. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разрабатывается
на основе выбранных и (или) разработанных самостоятельно участниками образовательных
отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы и
отражает следующие основные аспекты:
- видовая принадлежность дошкольного образовательного учреждения (например, коррекционная,
оздоровительная и т.д., указать какая);
- наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных
стартовых возможностей для обучения и воспитания детей;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий;
- особенности организации мероприятий по физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей;
- специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.

5

- поддержка интересов педагогических работников дошкольного образовательного учреждения,
реализация которых соответствует целям и задачам Программы;
– сложившиеся традиции дошкольного образовательного учреждения (группы).
4.8. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать
иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения разработчиков Программы.
4.9. Для воспитанников старшего дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная
деятельность Образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для
обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования.
4.10. Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и
включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
4.11. Структура Программы состоит из трех разделов: целевой, содержательный и
организационный.
4.12. Функциональное назначение целевого раздела Программы связано с общим назначением,
целью, задачами и целевыми ориентирами реализации Программы и способами достижения
данных результатов. Структура целевого раздела имеет следующие элементы:
– цели и задачи реализации программы;
– значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе психологовозрастные и индивидуальные особенности воспитанников дошкольного образовательного
учреждения, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности,
специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления
образовательного процесса и др.;
– принципы и подходы к формированию программы.
4.13. Задачей содержательного раздела является формирование общего содержания дошкольного
образования. Содержательный раздел Программы включает в себя:
- цели и задачи образовательной работы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;
- содержание образовательной работы по видам деятельности воспитанников с учётом
используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
- описание основных технологий реализации Программ (форм, методов, приёмов, средств
образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов, - способами и направлениями
поддержки детской инициативы;
– особенностями взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
4.15. Функциональное назначение организационного раздела Программ связано с определением
общих рамок организации образовательного процесса, а также механизмов реализации
Программы. Структура организационного раздела представлена:
- характеристикой жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и (или) режим дня, а
также особенностями традиционных событий, праздников, мероприятий;
- особенностями работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности
и (или) культурных практиках;
- особенностями организации предметно-пространственной развивающей среды.
4.16. Структура Программы также представлена дополнительным разделом - текстом её краткой
презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей

6

(законных представителей) воспитанников и доступна для ознакомления. В краткой презентации
должны быть указаны:
- возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование;
- реализуемые примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют
их обязательную часть;
- характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения разработчиков Программы.
4.17. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ,
отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают
неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров. В этой связи в Программе отдельным разделом
включаются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой
социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
4.18. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников на основе
соответствующего Федерального государственного образовательного стандарта.
4.19. Разработка каждого раздела Программы осуществляется в строгом соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, утверждаемым Министерством образования и науки РФ.
4.20. Достижение целевых ориентиров освоения Программы осуществляется на основе
разработанной в Учреждении системы условий реализации Программы в соответствии с
требованиями ФГОС. Данная система включает в себя следующие основные элементы:
- описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материальнотехнических, а также учебно-методического и информационного обеспечения;
- обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами
Программы Образовательного учреждения;
- механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
- сетевой график по формированию необходимой системы условий;
- контроль за состоянием системы условий.
5. Этапы разработки и утверждения Программы
5.1. В целях разработки Программы в ГБДОУ детский сад № 103 Фрунзенского района СПб
создается рабочая группа, состав которой утверждается приказом руководителя дошкольного
образовательного учреждения.
5.2.Состав рабочей группы по разработке Программы формируется из числа сотрудников
Образовательного учреждения и представлен руководителем рабочей группы и ее членами.
5.3. Функцию руководителя рабочей группы выполняет старший воспитатель и (или) заместитель
заведующего по УВР, в функции которого входит проведение методической работы.
5.4. Рабочая группа по разработке Программы формируется из числа воспитателей и педагогов.
5.5. Рабочая группа осуществляет разработку проекта Программы, используя в качестве основы
ФГОС дошкольного образования и примерную(ые) основную образовательную программу
дошкольного образования, вариативные образовательные программы дошкольного образования
5.6. Разработанный проект Программы рассматривается руководителем Образовательного
учреждения и педагогическим советом. В случае наличия замечаний и предложений проект
Программы отправляется на доработку в рабочую группу. Решение о согласовании Программы с
педагогическим советом закрепляется соответствующим протоколом.
5.7. Программа утверждается руководителем Образовательного учреждения.
5.8. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям,

7

руководитель Образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости
доработки с указанием конкретного срока исполнения.
6. Права и обязанности участников образовательных отношений
при разработке и утверждении Программы
6.1. Руководитель Образовательного учреждения имеет право:
- формировать рабочие группы по разработке Программы, отдавать соответствующие
распоряжения и осуществлять контроль над данной деятельностью;
- рассматривать Программу на этапах ее разработки и подготовки к утверждению;
- давать предложения и рекомендации по формированию Программы;
- утверждать Программу в соответствии с уставом Образовательного учреждения.
Обязан:
- руководствоваться в своей деятельности законодательством в сфере образования и
подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими разработку Программы;
- учитывать мнения участников образовательных отношений и других заинтересованных сторон в
процессе разработки и утверждения Программы;
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.
6.2. Педагогические работники имеют право:
- участвовать в разработке Программы;
- использовать лучший опыт других образовательных организаций при формировании
содержательной части Программы;
- повышать свою квалификацию с целью совершенствования образовательных программ;
- давать предложения и рекомендации в ходе разработки Программы, высказывать свое мнение в
ходе ее обсуждения;
- участвовать в согласовании Программы.
Обязаны:
- соблюдать в своей деятельности законодательство в сфере образования и подзаконные
нормативные правовые акты, регламентирующие разработку Программы;
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.
6.3. Родители (законные представители) воспитанников:
Имеют право:
- участвовать в обсуждении Программы, высказывать свое мнение, давать предложения и
рекомендации;
- участвовать в согласовании Программы.
Обязаны:
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.

8
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.