ПРИНЯТО: На Педагогическом совете Протокол № 1от «10» сентября 2015 г. УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 49-в от «10» сентября 2015 г Заведующий ГБДОУ № 103 ___________________ Я.Ю. Позднякова Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Санкт – Петербург 2015 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования». 2. Настоящее положение устанавливает требования к структуре, содержанию и условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) в Образовательном учреждении. 3. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования и обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение задач: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); - сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; - формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; - обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; - определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений. 2.Основные понятия и термины, используемые в настоящем Положении Образовательное учреждение - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Парциальная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для 2 самоопределения и социализации воспитанника на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Основная образовательная программа - нормативный документ дошкольного образовательного учреждения, разработанный с учетом примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта. Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации. Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с дошкольным образовательным учреждением, и выполняет обязанности по воспитанию, обучению воспитанников и (или) организации образовательной деятельности. Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации воспитательной и образовательной деятельности. Участники образовательных отношений - воспитанники, родители (законные представители) воспитанников, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. 3. Статус и формат основной образовательной программы Дошкольного образования 3.1. Основой для разработки Программы является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, который является нормативным правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 3.2. Программа является нормативным документом дошкольного образовательного учреждения, разрабатываемым с учетом примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности 3 дошкольного образовательного учреждения по реализации соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. 3.3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации на основе ФГОС и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки России. 3.4. Программа самостоятельно проектируется в дошкольном образовательном учреждении как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса. 3.5. Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. 3.6. Содержательной основой Программы является ее направленность на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия. 3.7. Программа разрабатывается и утверждается Образовательным учреждением в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. 3.8. Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Образовательном учреждении. 4. Структура и содержание Программы 4.1. Содержание Программы в обязательном порядке охватывает следующие образовательные области: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; -речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 4.2. Разработка Программы базируется на обязательном учете следующих аспектов социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста: - предметно-пространственная развивающая образовательная среда; - характер взаимодействия со взрослыми; - характер взаимодействия с другими детьми; - система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому. 4.3. Структура Программы представлена обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований соответствующего ФГОС. Обязательная часть Программы составляет не менее 60% от её общего объёма, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - не более 40%. 4.4. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, 4 указанных в п.4.1. настоящего Положения, и должна быть направлена на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации: – формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; – формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе); – овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; – овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. 4.5. Решение задач развития воспитанников в пяти образовательных областях, указанных в п.4.1. настоящего положения, должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: - двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх; - игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами); - коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения); - познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); - восприятия художественной литературы и фольклора; - элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе); - конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.); - изобразительной (рисования, лепки, аппликации); - музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах). 4.6. Содержание образовательной работы в рамках реализации обязательной части Программы должно обеспечивать развитие у воспитанников первичных представлений: – о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях); – о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); – о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира. 4.7. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разрабатывается на основе выбранных и (или) разработанных самостоятельно участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы и отражает следующие основные аспекты: - видовая принадлежность дошкольного образовательного учреждения (например, коррекционная, оздоровительная и т.д., указать какая); - наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения и воспитания детей; - проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий; - особенности организации мероприятий по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей; - специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. 5 - поддержка интересов педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, реализация которых соответствует целям и задачам Программы; – сложившиеся традиции дошкольного образовательного учреждения (группы). 4.8. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения разработчиков Программы. 4.9. Для воспитанников старшего дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность Образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. 4.10. Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации Программы. 4.11. Структура Программы состоит из трех разделов: целевой, содержательный и организационный. 4.12. Функциональное назначение целевого раздела Программы связано с общим назначением, целью, задачами и целевыми ориентирами реализации Программы и способами достижения данных результатов. Структура целевого раздела имеет следующие элементы: – цели и задачи реализации программы; – значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе психологовозрастные и индивидуальные особенности воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.; – принципы и подходы к формированию программы. 4.13. Задачей содержательного раздела является формирование общего содержания дошкольного образования. Содержательный раздел Программы включает в себя: - цели и задачи образовательной работы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей; - содержание образовательной работы по видам деятельности воспитанников с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; - описание основных технологий реализации Программ (форм, методов, приёмов, средств образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, - способами и направлениями поддержки детской инициативы; – особенностями взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; 4.15. Функциональное назначение организационного раздела Программ связано с определением общих рамок организации образовательного процесса, а также механизмов реализации Программы. Структура организационного раздела представлена: - характеристикой жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и (или) режим дня, а также особенностями традиционных событий, праздников, мероприятий; - особенностями работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и (или) культурных практиках; - особенностями организации предметно-пространственной развивающей среды. 4.16. Структура Программы также представлена дополнительным разделом - текстом её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей 6 (законных представителей) воспитанников и доступна для ознакомления. В краткой презентации должны быть указаны: - возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование; - реализуемые примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть; - характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; - иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения разработчиков Программы. 4.17. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. В этой связи в Программе отдельным разделом включаются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 4.18. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников на основе соответствующего Федерального государственного образовательного стандарта. 4.19. Разработка каждого раздела Программы осуществляется в строгом соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждаемым Министерством образования и науки РФ. 4.20. Достижение целевых ориентиров освоения Программы осуществляется на основе разработанной в Учреждении системы условий реализации Программы в соответствии с требованиями ФГОС. Данная система включает в себя следующие основные элементы: - описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материальнотехнических, а также учебно-методического и информационного обеспечения; - обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами Программы Образовательного учреждения; - механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; - сетевой график по формированию необходимой системы условий; - контроль за состоянием системы условий. 5. Этапы разработки и утверждения Программы 5.1. В целях разработки Программы в ГБДОУ детский сад № 103 Фрунзенского района СПб создается рабочая группа, состав которой утверждается приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения. 5.2.Состав рабочей группы по разработке Программы формируется из числа сотрудников Образовательного учреждения и представлен руководителем рабочей группы и ее членами. 5.3. Функцию руководителя рабочей группы выполняет старший воспитатель и (или) заместитель заведующего по УВР, в функции которого входит проведение методической работы. 5.4. Рабочая группа по разработке Программы формируется из числа воспитателей и педагогов. 5.5. Рабочая группа осуществляет разработку проекта Программы, используя в качестве основы ФГОС дошкольного образования и примерную(ые) основную образовательную программу дошкольного образования, вариативные образовательные программы дошкольного образования 5.6. Разработанный проект Программы рассматривается руководителем Образовательного учреждения и педагогическим советом. В случае наличия замечаний и предложений проект Программы отправляется на доработку в рабочую группу. Решение о согласовании Программы с педагогическим советом закрепляется соответствующим протоколом. 5.7. Программа утверждается руководителем Образовательного учреждения. 5.8. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, 7 руководитель Образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. 6. Права и обязанности участников образовательных отношений при разработке и утверждении Программы 6.1. Руководитель Образовательного учреждения имеет право: - формировать рабочие группы по разработке Программы, отдавать соответствующие распоряжения и осуществлять контроль над данной деятельностью; - рассматривать Программу на этапах ее разработки и подготовки к утверждению; - давать предложения и рекомендации по формированию Программы; - утверждать Программу в соответствии с уставом Образовательного учреждения. Обязан: - руководствоваться в своей деятельности законодательством в сфере образования и подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими разработку Программы; - учитывать мнения участников образовательных отношений и других заинтересованных сторон в процессе разработки и утверждения Программы; - соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. 6.2. Педагогические работники имеют право: - участвовать в разработке Программы; - использовать лучший опыт других образовательных организаций при формировании содержательной части Программы; - повышать свою квалификацию с целью совершенствования образовательных программ; - давать предложения и рекомендации в ходе разработки Программы, высказывать свое мнение в ходе ее обсуждения; - участвовать в согласовании Программы. Обязаны: - соблюдать в своей деятельности законодательство в сфере образования и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие разработку Программы; - соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. 6.3. Родители (законные представители) воспитанников: Имеют право: - участвовать в обсуждении Программы, высказывать свое мнение, давать предложения и рекомендации; - участвовать в согласовании Программы. Обязаны: - соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. 8 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)